Грузоподъемные механизмы (краны) используются во многих сферах: строительная, промышленная, хозяйственная и т. д. Для обеспечения безопасной и продолжительной эксплуатации данного вида техники необходимо проводить техническое обслуживание различных кранов своевременно и под началом квалифицированных организаций и специалистов.
Краны согласно ГОСТу и требованиям ФНП должны проходить частичное и полное техническое обследование по утвержденному графику. Проводить обслуживание и ремонтные работы ГПМ могут только специализированные организации, прошедшие обязательную аттестацию и имеющие разрешение на проведение данного рода мероприятий.
Техническое обслуживание ГПМ: что это такое?
Под техническим обслуживанием кранов понимается комплекс мероприятий, которые направлены на поддержание полной рабочей исправности всех механизмов и работоспособности агрегата.
Целью технадзора является обеспечение исправности грузоподъемного механизма и его безопасного использования, а также устранение причин, которые привели к преждевременному износу деталей или полной утрате работоспособности. Плановое обслуживание кранов проводится согласно нормативным документам и установленному плану.
Что входит в техническое обслуживание ГПМ
В комплекс мероприятий по полному техническому обслуживанию кранов входит осмотр, статические и динамические испытания.
В ходе статических работ проверяется:
- грузоподъемность;
- конструкция стрелы и механизм для подъема вместе с канатами.
Динамические испытания проводятся для проверки тормозной систему крана.
Любой работающий на производстве грузоподъемный кран должен подвергаться технической проверке, которую проводит инженерно-техническая комиссия, состоящая из аттестованных специалистов, которые имеют удостоверения соответствующего образца.
Периодичность проведения технического обслуживания грузоподъемных механизмов
Главное требование к проведению техобслуживания кранов заключается в строгом соблюдении сроков, а также высокая квалификация специалистов, которые будут проводить работы.
Документами, регламентирующими периодичность проведения ТО, являются:
- технический паспорт агрегата;
- государственные стандарты;
- требования Роспотребнадзора.
Техническое обслуживание и ремонт грузоподъемных механизмов проводится с определенной периодичностью в зависимости от состояния и условий эксплуатации агрегата, а также согласно установленному графику.
Обслуживание бывает:
- ежемесячным;
- периодическим;
- сезонным.
Ежемесячное ТО проводится быстро и непосредственно перед началом эксплуатации техники.
Периодическое техобслуживание ГПМ делится на 2 подкатегории:
- ТО1 — первичное обслуживание осуществляется после установки крана и его ввода в эксплуатацию;
- ТО2 — вторичное обслуживание проводится регулярно с промежутками, которые прописаны в техническом паспорте крана.
Сезонное обслуживание ГПМ проводится перед началом работу агрегата, который эксплуатируется в определенный сезон, например, после зимнего простоя перед летними работами. Исходя из этого проводится сезонное ТО дважды в год.
Проводить ежемесячное обслуживание кранов могут непосредственно крановщики, работающие на агрегате. Что касается сезонного и периодического ТО, то здесь осуществлять обслуживание могут только профессиональные инженеры, прошедшие аттестацию и имеющие на проведение работ соответствующие допуски.
По факту проведения техобслуживания ГПМ в обязательном порядке составляется перечень документов, куда входят:
- План-график с указанием модели и заводского номера агрегата и даты проведения ТО.
- Карта диагностических работ — в ней фиксируют номинальные, допустимые, фактические и отрегулированные показатели работы агрегата. Составляется заключение о техническом состоянии крана на текущий момент.
- Журнал техобслуживания с датой, моделью крана, показателем фактической наработки, видом и продолжительностью проведенного обслуживания.
Хранятся документы в организации, которая эксплуатирует ГПМ.
Техническое освидетельствование кранов
Все грузоподъемные агрегаты перед началом работ обязательно проходят техническое освидетельствование. Если кран регистрируется в Госкомнадзоре, то его подвергают освидетельствованию перед регистрацией.
Цель проведения освидетельствования - установить насколько техническое состояние крана и его установка соответствуют данным паспорта и технике безопасности.
Периодичность освидетельствования кранов бывает:
- частичной — проводится 1 раз в год;
- полной — осуществляется единожды за 3 года.
Причин для проведения освидетельствования крана может быть несколько:
- установка и монтаж крана на новом месте;
- реконструкция агрегата;
- замена старой стрелы крана;
- ремонт или переустановка лебедки;
- замена другие важных улов техники: крюка, канатов и пр.
Техническое освидетельствование предполагает осмотр и проверку работоспособности механизмов крана, его тормозов, электро- и гидрооборудования, приборов и устрайства безопасности. Также в ходе освидетельствования определяется состояние кабины, площадок с ограждениями, крюка, блоков. Металлические конструкции агрегата и сварные соединения обследуются на предмет наличия трещин и повреждений.
По факту проведенного освидетельствования составляются обязательные документы, куда входит:
- акт о техническом обслуживании;
- бумага с результатами проведенных динамический и статических испытаний;
- дефектная ведомость, в которую включен список обнаруженных неполадок или неисправностей;
- разрешение/запрет на дальнейшую эксплуатацию ГПМ.
Примерный перечень выполняемых работ
В зависимости от типа ТО грузоподъемного механизма перечень работ может отличаться.
Ежемесячное ТО кранов состоит из осмотра агрегата, проверки уровня масла, очищение от грязи. В перечень работ также входит проверка систем сигнализации и управления механизмом, тормозов, работоспособности всего электрооборудования и его исправность.
В периодическое ТО1 входит проверка механического и электрооборудования, конструкции агрегата и места сварки или болтовых соединений, тормоза, система управления и гидравлическая система.
ТО 2 включает более подробное обслуживание ГПМ. В его рамках может проводится разборка узлов, а также обследование подкрановых путей на предмет смещений, отклонений, повреждений и прочих неполадок. Периодические ТО проводятся согласно установленному технической документацией графику.
В комплекс мероприятий сезонного техобслуживания входит полный цикл обследования ТО 2. Также меняется масло, охлаждающая жидкость, смазки и промывка баков для топлива.
Если нормы проверки ГПМ не соблюдаются и обязательные ТО не исполняются согласно установленным срокам, то организация, эксплуатирующая краны, нарушает нормы производственной безопасности. В таком случае правоохранительные органы имеют право наложить штраф или полностью приостановить деятельность организации сроком до 3-х месяцев. Если по причине неисправности крана был нанесен вред здоровью человека или наступила смерть лиц, работающих на агрегате, то руководители организации будут нести уголовную ответственность.